24.04.2024
Главная Статьи Интервью с Хироши Изояма

Кто на сайте

Сейчас 1 гость онлайн
Интервью с Хироши Изояма PDF Печать E-mail

Стэнли Пранин
Aikido Journal #119 (2000)

Хироши Изояма пришел в Ивама Додзё Основателя Айкидо Морихея Уесибы мальчиком в возрасте двенадцати лет. Он один из немногих редких людей, помимо Морихиро Сайто, кто был рядом с основателем в период развития современного Айкидо. Изояма страстно увлечен изучением айкидо и этот динамизм отразился в его взрывной технике. Сейчас, будучи в отставке после долгой карьеры в Военно-Воздушных Силах, Изояма посвящает все свое время тренировкам и обучению. Он становится все более известным в мире и в последние годы часто выезжает за границу.

Айкидо в Ивама после войны

Aikido Journal: Расскажите нам, пожалуйста, как вы начали заниматься айкидо.

Изояма Сенсей: Это было в 1949, который, как вы знаете, был трудным годом для Японии. Моя семья управляла гостиницей. Разные люди останавливались в ней, включая членов Якудза. Поэтому я подумал, что было бы глупо не изучать какое-нибудь боевое искусство. Так случилось, что местное айки-додзё (оно еще не называлось "айкидо", и его должны были назвать "Aiki Shuren Dojo") начало набирать детские группы. Так что я и некоторые другие дети по соседству начали заниматься. Тогда мне было 12.

О-Сенсей тогда все еще жил в Ивама?

Да, только примерно после 1955-го года он постепенно стал выезжать за пределы Ивама. О-Сенсей вел вечерние детские группы.

Было ли преподавание таким же как в Хомбо Додзё в Токио?

Я не знаю каким было преподавание в Токио тогда, но он обычно подходил к каждому ученику, брал за запястье и показывал технику. Сам он не делал укеми, но какую бы технику он ни делал, например шоменучи иккё, каждому он показывал индивидуально, в то время как другие смотрели. Он никогда не давал подробных объяснений. Тогда в додзё не было татами (матов), поэтому тренировки могли быть достаточно болезненными. Это была одна из причин, по которой немногие приходили на тренировки. Через несколько лет татами положили в додзё, но мы так долго занимались на деревянном полу, что по началу нам было трудно привыкнуть. Если случалось упасть головой на деревянный пол, это было громко, но боль не распространялась по всей голове. Однако, после того, как мы положили татами, боль проникала в самую глубину. На самом деле, способ, которым мы делали укеми, изменился, когда мы перешли с деревянного пола на татами.

Кто был тогда в додзё кроме Сайто Сенсея?

Ранняя фотография сделанная в Ивама в середине
50-х годов перед Aiki Shrine. Изояма второй справа,
а Морихиро Сайто второй слева.

Там были Такео Мурата, Сакае Шимада (в настоящий момент председатель префектуры Ибараки) и Сачио Ямане. В любом случае, как я уже говорил, тогда тренировалось не очень много людей. Так же был Кунио Ояма, который позже стал учиться у профессионального борца Рикодозан (Kim Sin-nak, более известный как Rikidōzan - очень влиятельный профессиональный борец. Подробнее - здесь, прим. перев.) и подобные люди были тогда в додзё в качестве учи деши.

Как я понимаю, в итоге вы попали в Военные Силы Японии

Да, я попал в Военно-Воздушные Силы и был отправлен в Chitose (город на Хоккайдо, прим. перев.) в 1958-м.

Вы открыли клуб айкидо там в Chitose?

Да. В начале моими учениками были только члены Американской военной полиции, но со временем начальник гарнизона попросил меня обучать так же и членов Японских Военно-Воздушных Сил. Тогда же я по необходимости изучил английский язык.

Во время своего последнего визита в Лос Анжелес Вы обучали на английском?

Веселые усы с закрученными концами в его
ранние годы в Военно-Воздушных Силах.

Да, исключительно на английском! На каком же еще?! (смеется)

Приходилось ли вам использовать новые способы выполнения техник из-за того, что большинство ваших учеников из Американской военной полиции физически сильнее и больше Вас?

Конечно. Практика с такими людьми совершенно отличается от работы с людьми, которые меньше тебя. Делать что-либо, например иккё, с гораздо более крупным оппонентом очень сложно, особенно это касается способа выполнения входа и расчета времени. Занятия с такими людьми были очень полезным опытом для меня и я много узнал из них.
Например, мои техники катагурама и генсекиотоши сформировались из моей попытки преподавать кошинаге. Когда я пытался сделать кошинаге на более высоких людях, я обнаружил что они могут просто переступить через меня. Не важно как я пытался выполнить технику, я не мог бросить, потому что разница в росте приводила к тому, что я не мог поставить свои бедра в хорошую позицию перед их (бедрами). Тогда мне пришла идея попробовать направлять их вокруг моих плеч вместо бедер, так я начал использовать эти техники. Я не пытался быть грубым или заносчивым, я просто пытался сделать что бы техники работали. Нужда - мать всех изобретений!
Там в Chitose было много борцов, боксеров и тех, кто просто приходил повеселиться над тем, что мы делаем. Из-за военного времени в американской армии было очень много разных людей. Обычно когда вы практикуете айкидо, вы делаете вход и выполняете вашу технику одновременно с атакой оппонента. Но когда я делал так, многие жаловались, на то что они еще не готовы. Они хотели чтобы я им позволил сделать хороший захват или удушение и тогда посмотреть, смогу ли я так же выполнять свои техники. Обычно на тренировке уке атакует спереди и затем двигается по кругу за наге, так что у уке нет возможности использовать атаку в полную силу (здесь, видимо, имеются в виду уширо варианты техник, прим. перев.). Но это не убедило их, они хотели сначала взять меня в плотный захват, а потом проверить, смогу ли я выскользнуть из него.

Другими словами, Вам приходилось выполнять техники в наиболее сложных ситуациях.

Был один парень борец, который занял шестое место на Олимпийских Играх в Хельсинки. Он обхватил меня сзади так, что я не мог использовать свои руки или ноги и предложил мне попробовать двигаться в этой позиции. Единственной свободной частью тела была моя голова, поэтому я ударил головой назад в его лицо прямо в переносицу. Конечно, это запрещено в борьбе, но не в будо. Как только я ударил его в лицо, я громко крикнул и использовал мгновение, когда он был открыт, чтобы уйти. Я сказал ему, "Вот это будо!" и это убедило его. И такое случалось постоянно.

Вы когда-нибудь говорили Американским ученикам об основателе, Морихее Уэсиба?

Да. Я даже взял некоторых из них в Ивама встретиться с ним. Они не могли поверить, когда увидели как О-Сенсей кинул меня на маты. Они спросили, "Как такой старый человек может бросить кого-то вроде тебя, который может легко бросить всех нас?!". Я ответил, "Я и сам хотел бы знать как!" (смеется) Я объяснил, что айкидо не имеет ничего общего с возрастом. Они спросили могут ли они сами попробовать удержать О-Сенсея и один из самых активных подошел, и он был брошен в тот же момент, как он попробовал это сделать. Они не могли понять как такое возможно, они только знали что это возможно.
Последний раз когда я был в Соединенных Штатах, я встречался с одим из основателей их военной полиции, который был моим учеником. Я не виделся с ним сорок лет. После того как он получил шодан, он вернулся в США, закончил университет в Бостоне и позже служил офицером во Вьетнаме. После этого он ушел в ФБР и в течении долгих лет занимался изучением и преподаванием техник задержания или, как мы называем в Японии, тайходжицу. Через интернет он помогал мне найти некоторых других моих бывших учеников. И это действительно замечательно, что айкидо строит такие отношения. Даже связь с людьми потеряна на какое-то время, они все еще могут вернуться снова.

Будо как основа Айкидо

Как бы вы охарактеризовали важность роли будо в развитии айкидо?

С тех пор, как я начал преподавать айкидо, я чувствовал, что я должен ориентироваться в одном направлении. Люди занимаются айкидо по разным причинам, что бы сохранить фигуру, или здоровье, или что там у вас есть. Но очевидно, что именно будо лежит в основе айкидо. Нет проблемы в том, что люди занимаются айкидо просто для того, что бы оставаться в форме. Но я думаю, что они должны еще и развивать в себе бдительность, стремиться постоянно контролировать и не раскрываться перед потенциальным оппонентом. Это очень важный аспект в будо и, я думаю, что пренебрежение им или отведение ему слишком малой роли в ваших тренировках айкидо, приведет к расхождению с истинным духом айкидо.
Мысли основателя менялись с годами от момента, когда он начал преподавать айкидо и до последних дней его жизни. Поэтому в действительности, движения которые он использовал также менялись. Существует очень мало людей, которые напрямую контактировали с ним на протяжении нескольких десятилетий. Поэтому во многих случаях ситуация как в той старой истории про трех слепых, которые трогали разные части слона и давали различные описания, слона. В этом смысле, я очень удивлюсь, если кто-то полностью понимает всё величие О-Сенсея.
Некоторые люди контактировали с О-Сенсеем, когда он развивал айкидо исключительно как будо. Другие начали заниматься только когда он расширил и придал айкидо значение "пути гармонии". В то время как третьи учились в различные более поздние моменты его жизни. Все они имеют различные точки зрения и интерпретации, и не думаю что возможно сказать, что одни из них лучше других.
Я так же думаю, что есть различия, которые зависят от возраста занимающегося. Молодые пытаются найти более сильное айкидо, в то время как более пожилые люди могут углубиться в такие аспекты как гармония и дух. Таким образом все это то, что каждый получил от О-Сенсея. Из-за таких различий очень трудно говорить об айкидо в четко определенных понятиях. Как вы знаете О-Сесей никогда много не писал об айкидо в книгах, хотя некоторые из его техник записаны в Будо (документальный фильм, выпущенный О-Сенсеем в 1935-м году, прим. перев.). Иногда меня удивляло, почему он не писал больше об айкидо. Но с другой стороны, я думаю, что он понимал, что его понимание будет расширяться и то, что он напишет в более молодые годы, потенциально может быть полностью переосмыслено позже. То же самое верно и для его техник, если он говорил что-либо окончательное о них в определенный момент, в более поздний момент он мог прийти в противоречие с самим собой по мере расширения понимания.
Другая трудность состоит в том, что разные люди могли по разному интерпретировать слова О-Сенсея, даже если он им говорил одно и тоже в одно время. Затем люди начинают выдавать свою интерпретацию, как если бы они поняли все, что имел в виду О-Сенсей. Это приводит к небольшим вариациям и в конечном счете к неправильному пониманию.
Когда О-Сенсей учил, он никогда не давал очень подробных объяснений. Одна из причин была в том, что многие люди, приходящие к нему тренироваться айкидо, стояли гораздо выше по социальной лестнице, например, военные офицеры, политики, именитые последователи других боевых искусств, финансисты, главы корпораций и другие хорошо известные и уважаемые люди. Детальные объяснения таким людям, как например "правильный поклон надо делать именно так" и так далее, расценивались бы как обида и снисходительность.
Во время занятий О-Сенсей часто разговорил очень уважительно с людьми, стоящими высоко по социальной лестнице, и с постоянными учениками как мы. Я был очень тронут таким отношением и обращением с людьми.

Одним из примеров может быть дискуссия об атеми, которое едва ли сейчас существует в большинстве техник айкидо. Что вы думаете об использовании атеми с практической точки зрения?

Делать атеми просто для того, что сделать атеми совершенно бессмысленно. Нет смысла наносить атеми, если ваш удар не будет иметь реального эффекта. Атеми не обязательно должно быть смертельным, но оно должно быть способным нанести определенное количество ущерба. И еще, если вы хотите серьезно думать об атеми, вы должны серьезно думать и об ударах ногой.
Например, в карате есть отличные техники ударов руками и ногами. Я бы сказал, что большинство движений в карате преимущественно прямолинейны, тогда как в айкидо склоняется к движениям по кругу или по сфере. У обоих подходов есть преимущества и недостатки. Я не думаю, что вы можете безоговорочно сказать, что одно лучше, чем другое. В любом случае, если вы собираетесь использовать удары руками и ногами как атеми в техниках айкидо, вам надо постоянно думать о том, как объединить, принимая во внимание расчет времени и другие особенности движений в айкидо.

Спор об оружии

Использование оружия в айкидо еще один момент, по которому есть много разных точек зрения. Как вы считаете, у оружия есть своя роль в тренировках айкидо?

Я определенно считаю, что есть. Такие техники как тачидори (техника отбора меча) и джодори (техника отбора палки) включены как часть программы сдачи на дан. И люди, которые делаю только техники без оружия, не смогут ее выполнять. Разве не так?
Так же, если вы сами недостаточно хорошо управляетесь с оружием, вы не сможете правильно реагировать когда у вашего оппонента есть оружие. Как выдумаете, у вас бы получилось выполнять тачидори из техник айкидо против меча эксперта по кендо? Или если бы практикующий Мусо-рю джо дал бы вам шанс отобрать у него джо, думаете это было бы так легко? Я очень сомневаюсь.
Я думаю техники с оружием чрезвычайно важны, но я так же думаю, что это очень опасно практиковать их только поверхностно. Если вы собираетесь заниматься с оружием, то занимайтесь правильно и очень тщательно. Это единственная причина, почему я думаю, что нет большой необходимости практиковать вещи типа тачидори или джодори во многих вариациях. Тантодори (техники отбора ножа), также я практиковался против настоящего меча, но только в нескольких вариациях. Все что вам надо это одна или две техники, и если вы овладеете ими действительно хорошо, тогда вы будете подготовлены для самозащиты против подобных вещей настолько хорошо, насколько это только возможно. И конечно, в любом случае, в тренировках с оружием есть элемент опасности.
Так как мы не можем заниматься с настоящими клинками, мы используем вместо них деревянные мечи (бокен). Но если вы хотите тренироваться настолько эффективно, насколько это возможно, то вы постоянно должны думать о бокене как о настоящем мече, а не о палке. Это включает быстрые, решающие, полные решимости атаки. Вы не сможете достигнуть нужную степень серьезности, если вы рубите только для того, что бы сделать укеми. Это хорошая идея, держать в уме такие мысли когда вы занимаетесь с оружием.
Часто говорят что в айкидо нет состязаний. Я думаю что у этого есть несколько уровней значений, но О-Сенсей однажды сказал, "Победа и поражения относительны, тогда как айкидо ищет не относительную, а абсолютную силу. Поэтому айкидо это ежедневная тренировка, что бы 'победить до сражения'."

Как вы думаете, каким было видение техник с оружием у основателя? Например, в соответствии с Морихиро Сайто Сенсеем, основатель много треннировался с оружием и поэтому айкидо Сайто Сенсея содержит много техник с оружием. С другой стороны, другие указывают, что основатель не преподавал оружие в Хомбу Додзё и даже злился, если люди с ним треннировались.

Я думаю, то что О-Сенсей не преподавал техник с оружием в Хомбу Додзё, может быть правдой. Это может быть из-за того что он не треннировал там достаточно много времени. Когда он возвращался назад в Ивама, у него было полно времени для таких занятий и те из нас, кто был там, на самом деле изучали такое оружие как кен и джо. Поэтому то, что говорит Сайто Сенсей правда. Теперь по поводу того, что О-Сенсей злился, если люди занимались с оружием в Хомбу Додзё. В действительности, я сам видел как О-Сенсей злился, однако это было потому, что люди делали парную практику с мечом (кумитачи), хотя они не могли делать достаточно хорошо даже самостоятельные упражнения с мечом (субури). Я думаю О-Сенсей считал, что если его ученики собираются заниматься с мечом, то они должны делать это правильно. И он злился, если видел, что они просто размахивают мечами, как будто они в какой-то самурайской драме.
Однажды для нашей демонстрации с Сайто Сенсеем, я думаю у меня тогда был сандан (третий дан, прим. перев.), я спросил О-Сенсея, можем ли мы использовать настоящий клинок для тантодори. Он отказал. Я думаю, что он имел лучшее представление о моих способностях, чем я сам в тот момент, и он знал, что это будет не самой лучшей идеей. Немного позже я использовал настоящий клинок в другой демонстрации, на которой О-Сенсей не мог присутствовать, и, конечно, я поранился. Я чувствовал себя настолько глупо, что мне потребовалось вот так пораниться, чтобы понять почему он отказал мне в первый раз.

Есть люди, которые занимаются другими боевыми искусствами параллельно с айкидо, например иайдо или карате. Некоторые изучают карате для того, что бы понять как наносить удары. Другие занимаются кендо, что бы узнать больше разрезании и тычках.

Я думаю что это замечательно до определенной степени, но я так же считаю, что если вы зайдете в своих тренировках слишком далеко, то превратите свое айкидо не более, чем в драку. В конце концов это приведет к борьбе разных форм будо и мыслям о том, какая из них лучше или как бороться против них.

Известно, что после войны большинство людей обучающих айкидо, включая О-Сэнсэя, прекратили преподавание оружия. Однако, важно постараться понять как сам О-Сэнсэй понимал и практиковал оружие.

Я думаю, что, возможно, он чувствовал необходимость техник с оружием. Поэтому он занимался в школе Касима Синто-рю, а также изучал другие стили. Это только моё предположение, но я думаю, что О-Сэнсэй считал оружие основным элементом айкидо, если конечно айкидо практикуется как будо.

Действительно, когда в прошлом люди думали о будо, они склонялись к мыслям о "составном" или "всеобъемлющем" будо (сого будо), которое изначально включало в себя изучение оружия.

Да, однако также важно думать о том, как мы представляем себе цели наших тренировок. Если наши тренировки ставят целью просто стать сильными, тогда оружие становится ничем иным как орудием убийства. Я думаю, что более важно, используете ли вы меч, джо или что-то ещё, направлять свои тренировки по пути, который поможет вам измениться в лучшую сторону как человеку и развить в себе лучше чувство гуманизма. Другими словами, цель ваших тренировок имеет более важное значение, когда рассматривается роль оружия.

Мне кажется, что для О-Сэнсэя этой целью было использование оружия в качестве канала или проводника для получения энергии вселенной. Я думаю это было важной частью в использовании им оружия.

Он часто выполнял упражнение под названием ниджухаппогири (28 рубящих движений), в котором он выполнял по 7 рубящих движений в каждом из четырёх направлений как один из способов разгонять зло в окружающем пространстве, а также вычищать зло из своего сердца или духа. Я думаю, что будет хорошо, если вы будете махать мечом для этого.

Кажется, что в свои преклонные годы О-Сенсеем овладело некое божество (ками). Так например, известно, что когда он бранил одного из своих учеников, он говорил, что "это не Уесиба бранит тебя, это - ками!"

Да, я частенько слышал это. Однако, я думаю, он подразумевал то, что он лично не ругает ученика просто из злобы, но скорее ругает его, рассматривая ситуацию более широко, если хотите "большими глазами" божества камисама, чтобы помочь ему расти. Я не уверен, что будет правильно говорить о том, что О-Сэнсэй чувствовал себя во власти некого божества. Это скорее всего люди, находившиеся рядом с ним, интерпретировали его действия таким образом.
Есть еще одна вещь, которую я бы хотел упомянуть в отношении величия О-Сэнсэя.Хотя он сам был ревностным приверженцем религии Омото, он никогда не говорил своим ученикам, что они должны стать тоже верующими. Я думаю, что это кое-что говорит о его поистине высоких достоинствах.
В старые времена люди, практикующие будо, относились к той разновидности людей, которые изучали много вещей, а не только что-то одно. О-Сэнсэй сам чувствовал, что его миссия заключается в том, чтобы собрать воедино свой уникальный вид боевого искусства, поэтому он по природе своей был большим энтузиастом в изучении различных вещей.

Не возможно создать что-то новое без наличия определённого вдохновения, не так ли?

Было несколько попыток создать новые формы будо в ходе войны. Но большинство из них не протянули больше одного поколения после их создания. Существует очень мало из тех, которые остались такими же целостными как айкидо. Даже дзюдо, которое мы имеем сегодня, полностью отличается от того дзюдо, которое было оставлено основателем Джигоро Кано.

Мне кажется, что очень трудно понять самобытность О-Сэнсэя без изучения истоков его учения, в частности без изучения будо, которое он изучал, и его привержености религии Омото.

Да, не имеет значения, как близко вы подойдете к этому. Например, мы склонны представлять, что О-Сэнсэй стал приверженцем религии Омото, потому что он почувтсвовал необходимость в этом после того, как уперся в "стену" в своей практике Дайто-рю айкидзюцу. Но такое понимание является скорее упрощенным, и, я думаю, что реальность, возможно, находится гораздо глубже.  Я думаю, что айкидо - это часть традиционной культуры в форме будо, которую стоит передать будущим поколениям. И что в нем действительно стоящее, так это присущая ему духовность. Было бы ошибкой ограничить наши тренировки выхватыванием только технических аспектов. Важно тренироваться, принимая во внимание одинаково как духовность, так и технику.

Обучение травмами

Я понимаю, что Вы были травмированы несколько лет назад.

Да, если не сказать больше. Я даже не мог двигаться совсем. У меня были повреждены колени, но я игнорировал это и тренировался слишком много, что привело в конце концов также к травме нижней части спины.

Восстановиться после таких травм, должно быть, было очень трудно без сильной воли.

Был знаменитый специалист по суставам в Токийском женском медицинском колледже недалеко от Хомбу Доджо, который сказал мне, что я возможно не смогу восстановиться, и что единственная вещь, которую я мог бы сделать, это избегать движений в спине на сколько это возможно, чтобы предотвратить дальнейшие ухудшения. Я поверил тому, что сказал мне доктор, и делал все возможное, чтобы не двигать этой частью моего тела. Но ситуация все равно постепенно ухудшалась. И эта нога у меня стала слабеть и становиться тоньше, потому что я ей не пользовался. Я даже просто в туалет не мог пойти без тросточки.
Так продолжалось около двух лет, и я стал задумываться, а не стану ли я действительно полностью беспомощным, следуя совету доктора. То есть я решил , что лучше взять все в свои руки, и начал выполнять различные упражнения, чтобы вылечить себя, включая поиск способов давать определенную нагрузку на мышцы, чтобы помочь им снова окрепнуть. Я повторял упражнения снова и снова окло двух лет. Я верил в себя и в способность моего тела вылечиться самостоятельно.

isoyama27bw.jpg
Преподавание в его Фуджисиро Доджо, Май 1999.

Вы продолжали выполнять какие-то специальные упражнения?

Да, потому что я занл, что все было бы кончено, если бы однажды я не подумал о том, что мне ничего больше не остается делать. В айкидо тоже самое. Действительно, если вы дохоите до точки, где вы удовлетвоерны тем, чего достигли, где вы думаете, что нет никого, кто бы вас превосходил, то это то место, где вы остановились. О-Сэнсэй часто говорил, что тренировки (сугё) продолжаются до дня смерти. Я думаю, что важно придерживаться этой позиции, которая может быть применима в любой ситуации.
Также очень важно осознать, что, например, не важно насколько может быть знаменит или уважаем доктор, он сам лично не оказывался в ваших условиях и поэтому не может знать об этом всё, не может понять реальную природу появления болезни. По этой причине, действительно, поскольку я стал чувстовоать себя немного лучше и могу немного лучше ходить, я бы хотел использовать свой опыт, чтобы как-то хотя бы немного помочь тем, у кого такая же болезнь.

Международная федерация айкидо

В эпоху бывшего Досу Кисомару Уесиба айкидо значительно распротранилось по миру, и уже около 23 лет назад была создана межународная федерация айкидо. Я понимаю, что Вы были одним из активистов в этом, поэтому меня интересует, не поделитесь ли Вы мыслями о важноси этой организации.

Мне кажется, что Япония имеет наименьший интерес к международной федерации айкидо, хотя она должна быть страной, которая демонстрирует наибольший интерес к этой организации.Одна из причин этого может быть в том, что мы слишком осчастливлены айкидо в этой стране. То есть я имею ввиду, что здесь есть очень много инструкторов айкидо, так что вы можете заниматься айкидо не прилагая каких-либо особенных усилий, чтобы вступить в такую федерацию. Может быть наш взгляд  несколько замылился в этом отношении. Но тем не менее, мы должны помнить, что есть большое количество стран в мире, где люди не имеют такой легкой возможности попасть в спортивный зал к хорошему инструктору айкидо. И я думаю, что задачей номер один для нас должно быть создание такой организации, которая сможет поддержать таких людей и сделать возможным для них заниматься айкидо, не тратя больших денег.

Организация айкидо в Японии имеет вертикальную структуру: наверху Зайдан Ходжин Айкикай и Досу, а далее на более низкой ступеньке различные шиханы. С другой стороны МФА имеет более горизонтальную организацию, более демократическую модель. Такое сплетение двух структур должно быть время от времени приводит к существованию некоторых трудностей.

Это верно. Поскольку японская организация имеет четко выраженную вертикальную структуру образ мышления становится совершенно другим. В Японии сейчас довольно мало сильных учителей, являющихся независимыми и пользующихся доверием, которые еще могут продолжать практику, не становясь членами такой организации. Это было бы хорошо, если бы это было только в Японии, но это сущность международного айкидо. Я думаю, что необходимо постепенно усиливать то, что сейчас является слабой организацией, чтобы иметь поле деятельности, с помощью которой мы можем способствовать правильному пониманию айкидо среди многих людей, занимающихся им во всем мире. Будет бессмысленно и никто от этого не выиграет, если только некоторое количество людей, занимающихся айкидо, будет расти, в то время как мы будем позволять пониманию духа айкидо становится все слабже и слабже. Если  мы позволим этому случиться айкидо превратится во что-то другое, чем то, что представлял себе О-Сэнсэй. Нам нужна организация не такая, которая ограничивает действия своей иерархической или какой-либо другой структурой, а такая, которая сбособствует развитию отношений взаимной дружбы между ее членами.
Чем больше айкидо распространяется, тем большее количество различных организаций становится с ним связанными. Прямо сейчас огромную заинтересованность проявляет организация World Games. В рамках World Games раз в четыре года проводятся международные атлетические соревнования по различным видам спортивной деятельности, не включенных в обычные олимпийские игры, организованные Генеральной ассоциацией международных спортивных федераций в 1985 году. Существует много различных вариантов участия в World Games. И поскольку было бы не хорошо если бы Айкикай стал членом этой организации, поэтому МФА вступила туда.
Если вы говорите только об айкидо, тогда верно, что нет большой необходимости в наличии дополнительных организаций между додзё и прямым общением с Хомбу. Но думая по-другому, я все-таки замечу, что, возможно, такая организация действительно необходима.

Особенно в Европе, где правительство проявляют в этом большую заинтересованность.

Да, по карйней мере во Франции так. Например, только тем, кто признан французским правительством, дается право присваивать даны и кю.

В таких случаях это приобретает политическую окраску.

В общем-то это не касается айкидо, в частности потому, что айкидо не имеет соревнований и совершенно отличается от различных видов спорта. Однако, если вы начнете акцентировать внимание на том факте, что айкидо значительно отличается от ввсего другого, оно окажется в изоляции, потом остановится развитие, и в конце концов начнется стадия падения.
Моя идея идей заключается в том, чтобы иностранцы, занимающиеся айкидо, приезжали в Японию на срок от двух до пяти лет, занимались бы в Хомбу Додзё, изучали японский язык и т.д., а затем направлялись в различные додзё в качестве инструкторов (как это происходит с молодыми японскими инструкторами), и после примероно восьми лет проживания в Японии они возвращаются к себе в страну. Это предоставило бы им шанс понять склад мышления в Хомбу Додзё, цели и способы их достижения, а также они стали бы полезными в преодолении языкового барьера, когда вернуться домой. С точки зрения международной перспективы, если бы были такие люди, то другим было бы проще доверять японской стороне и все было бы гораздо проще в других странах, где занимаются айкидо. А сейчас языковой и культурный барьеры значительны.
Никто из не-японцев тренирующихся настоящее время в Хомбу Додзё не является учидеши (ученик, живущий внутри). Они живут за пределами додзё и ежедневно приезжают туда (исключение составляют те, кто занимается у Сайто Сэнсэя в Ивама, где до сих пор существует настоящая система учидеши). В частности  это может быть просто потому, что в Хомбу Додзё не хаватет оборудованных помещений. Было бы идеально, если бы в Хомбу Додзё прилагалось больше усилий для расширения и улучшения помещений для проживания, чтобы люди приезжающие из-за границы изучать айкидо могли иметь более дешевое жилье.
За границей относительно легко проводить занятия в додзё профессиональному инструктору айкидо. Поэтому нам нужно создать систему, которая поможет совершествовать людей, желающих этого. Иначе у нас появляется вероятность спада через некоторое время.
Ключевым моментом является усиление взаимоотношений между Хомбу Додзё и теми людьми за границей, особенно после того как организационно Европа будет доминировать из-за своего политического опыта. Развитие человеческих ресурсов очень важно.
Я помню, что когда-то давно прочитал мысль о том, что "связь равна управлению", и тот, кто управляет связью будет доминировать. И в этом смысле мне интересно знать, будет ли распространение информации из Хомбу Додзё в додзё по всему миру напрямую без проходение через фильтр различных организаций помогать усиливать Хомбу Додзё орагнизационно.

Непрерывнная линия

Сейчас мы подошли к третьему поколению досу. Каковы Ваши мысли об успешности развития айкидо в рамках системы родословной иемото?

Разные люди имеют разные взгляды на этот счет, поэтому трудно сделать широкое обобщение. Это может быть японский образ мыслей, но существует определенное стремление поддерживать непрерывную родословную, чтобы поддерживать и защищать нечто, что является неким центром. Система иемото - это то, что мы можем найти среди всех разновидностей японских традиций, начиная с чайной церемонии и заканчивая кабуки, и олицетворяет передачу этих традиций по одному выверенному пути. И поскольку будо также является путем, я  думаю, что придерживаться этой системы, может быть, важно для его передачи.
Также есть и такие, кто видит айкидо как боевую систему, и поэтому считают, что оно должно иметь успех у тех, кто технически хорошо подготовлен. Но быть технически подготовленным недостаточно, чтобы быть истинным преемником такой традиции как айкидо. Преемник также должен иметь ясные и добрые мысли, и даже если он относительно молод, он должен быть способным служить опорой (центром) и иметь четкую позицию. Он также должен уметь эффективно обучать. Эти качества очень важны, так как если опора (центр) становится неустойчивым, то я вся традиция теряет устойчивость. Люди, к которым отношусь и я, которые были учениками основателя, чувствуют своим долгом перед основателем и вторым Досу сделать все возможное, чтобы поддержать Третьего Досу так, чтобы он смог благополучно выполнить стоящие перед ним задачи.

Что Вы думаете о том вкладе в айкидо, который сделал второй Досу Кисомару Уесиба?

Простите, что я полагаюсь на часто используемое выражение, но я, как и многие другие, сказал бы, что О-Сэнсэй создал айкидо, а Кисомару Сэнсэй способствовал его широкому распространению.  В то время как О-Сэнсэй стремился обучать избранных личностей, Кисомару Сэнсэй работал над тем, чтобы сделать айкидо широко доступным, и сделал его международныи и организованным. За это он получил от японского правительства орден за заслуги третьей степени. Что наиболее важно сейчас, так это увидеть, какие усилия предпринимает третий Досу для укрепления традиции. Айкидо, видимо, будет продолжать распространаться даже если болше не будет прикладываться каких-либо усилий по его распространению. Поэтому сейчас вопрос в том, как укрепить традицию, так как она продолжает расширяться.

Кажется, что айкидо претерпело определенные технические изменения под руководством бывшего Досу Кисомару...

Это другой вопрос, где на самом деле нельзя делать какие-либо обобщения. В конце концов даже О-Сэнсэй значительно изменил технику с момента, когда он был молод, до его последних лет. Кисомару Сэнсэй в молодости был доволно сильным, и только позже, после перенесенной операции начал использвать менее энергичные движения. И я тоже самое. Моя техника сейчас значительно отличается от той, которую я выполнял, когда был значительно моложе. Когда я демонстрирую технику сейчас, все, с кем я когда-то занимался, посмеиваются надо мной, говорят, каким мягким и нежным я стал! Я думаю, что все технические изменения Кисомару Сэнсэя произошли именно по этой причине. Мне кажется более важным по настоящему отдавать себя всего, делать все возможное и вкладывать всю свою душу в то, что ты делаешь, будь то ежедневная тренировка или показательные выступления. Различия появляются в зависимости от того, как вы видите айкидо. Либо вы видите его как будо, или как способ поддержания здоровья и физической формы, или просто как формы движения. Естественно в моем додзё мы занимаемся айкидо в соответствии с моим видением этого.
Одной из частей этого видения, кстати, является то, что я взял в качестве девиза фразу "практическое айкидо", которым я подразумеваю, что я думаю об айкидо как о чем-то, чем не только занимаются в додзё, но и используют в повседневной жизни. Что в свою очередь приводит к пониманию того, что каждый день нужно проживать, как будто он самый дорогой. Айкидо, которое только в додзё, приводит к решению вопросов о том, кто лучше или хуже, кто сильнее или слабее. Что наиболее важно, так это, что вы за человек, и как вы поступаете в качестве члена общества. В конце концов даже если у вас юданса или любой другой уровень подготовки, если вы ничего не можете сделать для общества, то ваша практика айкидо не имеет почти никакого значения. Если вы не можете использовать дух гармонии айкидо в своей повседневной жизни, как ученик или в своей семье или на работе, тогда я не думаю, что вы можете сказать, что вы практикуете истинное айкидо.

isoyama17c.jpg

 С кино звездой и обладателем 7-го дана
Стивеном Сигалом в Лос Анджелесе, 1998

В заключение, что сейчас для Вас значит айкидо?

Что больше всего меня радует в айкидо, так это то, что оно позволило такому большому количеству людей раскрыть свои сердца и объединится в дружбе. Я думаю о тех, кто ушел раньше меня, о тех, кто еще молод, и, я думаю, как замечательно было познакомиться и подружиться со всеми этими людьми. Все они со своими различными жизненными путями, и было так много всего, чему я научился у них. Мне кажется, что, возможно, есть всего один момент, ради которого стоит продолжать заниматься айкидо. О-Сэнсэй был окрыжен большим количеством впечатляющих людей, потому что он сам был великим человеком. Едва ли я могу сказать то же самое о себе и чувствую в себе так много недостатков, но я надеюсь, что, продолжая через айкидо общаться с таким большим количеством людей, я смогу хотя бы чуть-чуть стать луше. Я также надеюсь, что мои усилия смогут помочь максимально возможному количеству людей понять доброту и великодушие айкидо и, благодаря этому, жить более счастливой жизнью. Я думаю, что это единственный способ отдать долг, в котором я нахожусь перед О-Сэнсэем и Кисомару Сэнсэейм.
 

 

 

 

Оригинал статьи находится по адресу: http://www.aikidojournal.com/article.php?articleID=102

Перевод частично (примерно первая половина) взят с http://www.pomoraiki.ru (внесены некоторые исправления в плане орфографии и пунктуации). Вторую половину перевел ваш покорный слуга Алексей Данилевский