Краткая биография О-Сэнсэя Печать
Горы Кумано
Горы Кумано в префектуре Вакаяма

Морихей родился 14 декабря 1883 года года в городке Танабэ префектуры Вакаяма. Он был четвертым ребенком и единственным сыном зажиточного землевладельца Йороки Уэсиба.

Мальчика воспитывался в духе буддизма.В возрасте семи лет Морихэй начал изучать классиков конфуцианства и буддистские священные писания в храме секты Сингон, расположенном вблизи Дзизоде-ры и был так увлечён, что его отец обеспокоился и стал обучать Морихэя плаванию и сумо. В Танабэ Морихэй окончил начальную школу, и там же в 1896 году в возрасте тринадцати лет был зачислен в среднюю школу, которую оставил, не проучившись и года, и поступил в Счетный институт Йосиды. Получив диплом, Морихэй работал в налоговой службе Танабэ.

В 1902 году Морихэй уволился из налоговой службы и поехал в Токио, намереваясь создать там собственное торговое предприятие, тогда же начал занятия боевыми искусствами. Несколько месяцев спустя из-за болезни был вынужден вернуться в Танабэ, где вскоре состоялось его бракосочетание с Хацу Итокава.

Уесиба на военной службе
Морихей Уесиба на военной службе

1903-1906 годы – служба в армии. За успехи в боевой подготовке, трудолюбие и честность его называли «королём солдат». Участвовал в русско-японской войне. Вернувшись домой стал заниматься семейным хозяйством, вести активную социальную жизнь и заниматься у преподавателя дзю-до Киючи Такаги.

Весной 1912 года он возглавил переселенцев на новую землю на севере Хоккайдо. Несмотря на тяжёлые условия, поселенцы успешно развивали своё хозяйство. В 1915 году Уэсиба при посредничестве Катаро Ёсида был представлен Сокаку Такэда мастеру Дайто рю Айкидзюдзюцу и стал его учеником. Последующие семь лет он учился у этого мастера, переехав с семьёй в Сиратаки и там постороив себе дом. В то время Сокаку Такэда находился в расцвете жизни и на вершине своих возможностей. Восемь лет Морихей посвятил освоению Хоккайдо и боевым искуствам, но из-за болезни отца покинул его, оставив свой дом Такэда и в дальнейшем мастер не раз приезжал навестить ученика. К этому времени у него дочь и два сына (1910 - Мацуко, 1918 - Такемори, 1919 - Кунихару).

Уесиба в 1921 году
Морихей Уесиба в 1921 году
В это время он знакомится с основателем религиозного учения Омотокё - Онисабуро Дегучи, который позволил ему обрести душевное равновесие. Морихей глубоко проникся идеей Онисабуро об утверждении мира и взаимопонимания между людьми путём их совершенствования в боевых искусствах и остаётся в Аябе.

В течение первого года пребывания Морихэя в Аябе программа обучения в Академии Уэсибы расширялась и углублялась, и стала расти известность его как мастера боевых искусств из Аябе. Вместе с этим росло число занимающихся в Академии, и не только за счет последователей Омото кё. Учиться приехали и военные моряки с базы Майдзуру. Но этот год принёс и потери: заболели и умерли оба сына. А в 1921 году родился сын Киссёмару.

В это время Морихэй увлекся изучением котодама - науки о единстве формы и содержания. Он отказался от преподавания Ягю-рю и Дайто-рю. Так зарождалось новое, боевое искусство и в 1922 году Морихэй назвал его "айки-будзютсу".

Уесиба в тюрьме
30 июня 1924 года, тюрьма Пайинтала (третий слева)

13 февраля 1924 Морихей вместе с Онисабуро и группой учеников отправился в Монголию с целью найти место, куда можно было бы переместить штаб-квартиру Омото кё. Так как японская религия синто не очень-то подходила к местным условиям, Онисабуро начал проповедовать более приемлемый здесь Омото-буддизм, провозгласив себя Майтрейа инкарнации далай-ламы, остальные члены группы также получили соответствующие китайские титулы. Но в итоге экспедиция попала в китайский плен и после нескольких месяцев заключения все были приговорены к смертной казни. Была проведена её инсценировка. Только вмешательство японского консульства освободило пленников и весной 1925 года они вернулись домой.

После таких испытаний Морихэй пытался вернуться к прежней жизни, привычным занятиям сельским трудом и боевыми искусствами. К своим обычным тренировкам он прибавил упражнения с копьем и мечом. Морихей после этого всё также проводил много времени в уединении в горах Кумано, совершал многочисленные молитвенные службы и обряды очищения в водопадах и совершенствовался в технике боевых искусств. Именно тогда в 42 года его посетило сатори – духовное прозрение.

Морихей Уесиба
Морихэй Уэсиба в 1935 году

С возрастанием известности айки-будо, рос и интерес к нему среди высокопоставленных персон. Приглашения в Токио от адмирала Исаму Такесита следуют одно за другим: осень 1925, весна 1926, февраль 1927… Постоянные разъезды стали утомительны, и с благословения Онисабуро Морихэй решил переехать в Токио на постоянное жительство с намерением полностью посвятить себя преподаванию и развитию айки-будо. В 1931 году было завершено строительство главного додзё айки-будо – "Кобукан". Следующие несколько лет Морихэй был чрезвычайно занят, поскольку преподавал не только в Кобукане, но и во многих других организованных им в Токио и Осаке додзё: в Токио - Оцука, Койсикава, Фудзими и Сайбадаси; в Осаке - Сонедзаки, Суйда и Чаусуяма. В 1932 году Морихэй Уэсиба и общество Омото кё основывают "Общество Содействия Боевым искусствам Японии", и в 1933 году Морихэй становится его президентом.

Ивама
Ивама в 1942 году

В 1941 году Бутокукай (правительственная организация, объединяющая все боевые искусства) принял айки-будо в свои члены. Именно с этого времени в употребление вошло название "айкидо" вместо "айки-будо".

Во время Второй Мировой войны, после объявления в Токио чрезвычайного положения, Морихэй эвакуировал штаб-квартиру организации в префектуру Ибараги. Поручив сыну ответственность за додзё в Вакамацу, Морихэй с женой переехал в Иваму. Там они очень скромно жили в сарайчике, приспособленном для жилья, до окончания войны.

В Иваме Морихэй начал строительство комплекса, включающего Святилище Айки и Айки Додзё. Святилище Айки, украшенное изнутри изящной резьбой, было закончено в 1944 году. Айки Додзё, ныне известный как додзё Ибараги, был закончен в 1945 году, незадолго до окончания войны.

После войны интерес к боевым искусствам заметно ослабел, и будущее айкидо оказалось под сомнением. Когда столица немного оправилась от военных невзгод и разрушений, учении Уэсибы стали готовить почву для возвращения штаб-квартиры айкидо в Токио, которое произошло лишь в 1954 году. Сам Морихэй до 1950 года основное время проживал в деревне Ивама, поглощенный осмыслением и практикой боевых искусств, а пропагандировали и развивали айкидо его ученики, сначала в Японии, а затем и за рубежом.

Морихей Уесиба Морихей Уесиба

В 1948 году после тяжёлых последствий войны было получено разрешение на создание международной организации Айкикай. 1956 год можно назвать годом международного признания айкидо. В Токио стали съезжаться со всех континентов желающие обучаться айкидо. По всей территории Японии открывались новые додзо, айкидо изучали в университетах, промышленных компаниях правительственных учреждениях.

Уесиба с дзё Морихей Уесиба

С возрастом Морихэй стал все меньше заниматься делами Айкикая, поручив заботы сыну по организации занятий в Главном Додзё. Тем не менее, он продолжал лично участвовать в демонстрациях, а в январе 1960 года МТУ сняло фильм о Морихэи "Мастер Айкидо", в котором он сам демонстрировал технические приемы. После 70 лет физическая мощь была уже не та и прекрасная техника О Сенсея поддерживалась исключительно силой духа. В последние годы, если он проводил тренировку, то делал акцент на философские и духовные аспекты айкидо.

В марте 1968 года в Ивама с Морихеи случился очередной приступ заболевания. Прямо из додзё его увезли на машине «скорой помощи» в клинику, где был поставлен диагноз – рак печени. Морихеи отказался от операции и потребовал, чтобы его отвезли домой. Он скончался 26 апреля 1969 года на 86-ом году жизни.