Интервью с Морихиро Сайто (апрель 1987) - Продолжение (часть 2) |
Страница 2 из 2 Следующая статья была подготовлена с любезной помощью Фолкера Хохвальда из Германии. Это вторая часть из трех частей интервью с Морихиро Сайто, 8-й дан, Сэнсэй Ибараки додзё в Ивама, Япония. Сайто Сэнсэй продолжает своё описание методов тренировок О-Сэнсэя в после военные годы в Ивама.
Сайто Сэнсэй: В процессе тренировок О-Сэнсэй преподавал техники, которые он развил к этому моменту, как будто систематизируя и организовывая их для себя. Если мы начинали делать сувари ваза (техники на коленях), мы продолжали делать только их, одну за другой. Семпаи (старшие ученики) и кохаи (новички) практиковали вместе, и кохаи принимали укеми (падения). Когда семпаи заканчивали выполнять технику с парвой и левой сторон, и наступала очередь кохаи, нужно было уже переходить к следующей технике. Тренировки в те дни не были легкими. Одно время я повторял дневные тренировки, которые проводил господин Горо Нарита, дядя Юичи, посреди рисового поля по дороге к железнодорожной линии Джобан (в префектуре Ибараки).Если мы практиковали долго, то нам требовалось около двух часов, чтобы добраться до станции. Это была моя свободная практика. Когда мы изучали одну технику, мы систематически изучали связанные техники. Поскольку я тоже думаю, что это правильный метод, я не обучаю своим любимым техникам в несистематизированной манере. Я всегда преподаю только связанные техники. Таким образом, ученики тоже могут изучать техники в организованной манере, и когда они сами будут учить, это будет эффективно. Если они практикуют бессистемно, то они не смогут учить организованно. Также О-Сэнсэй учил нас двум, трем или четырем уровням техник. Он начинал с ката, потом один уровень за другим и в конце концов это становилось таким... И сейчас я учу точно так же. Не хорошо учить только эффектным техникам, чтобы вас уважали, как великого учителя. Не важно, насколько эффектно выглядит ваша техника. Те, кто не хочет тренироваться, не должны приходить. В айкидо нет необходимости настаивать, чтобы люди занимались, говоря: "Иди и присоединяйся к нам". Это не то, что должно рекламироваться. Те, кто хочет заниматься приходит, и мы занимаемся вместе. Поэтому я говорю, что мы не должны слишком усердствовать в привлечении людей. Те, у кого нет сильной воли, будут мешать другим. Они мешают тем, кто усердно тренируется. Поскольку О-Сэнсэй обучал нас системно, я тоже должен учить организованно. В предвоенные годы он учил без объяснений. Ученики не могли задавать вопросы. Он только показывал броски. Но он меня учил с утра до вечера и гворил: "Это не правильно. Каждая мелочь должна быть выполнена точно. Иначе не будет техники. Смотри, как это... как то!" То были "куден" (словесное обучение), которое я записал. Таким образом, если у меня появлялись проблемы в выполнении определенных техник, я вспоминал, что мне говорил О-Сэнсэй, и тогда все получалось прекрасно. Вот почему я отношусь к этим словам, как к особому секрету, другими словами "куден". Поэтому я написал свои книги, как словесное обучение. В старые времена детали были секретными и держались в секрете. И это было нормально, что они держались в секрете. Это было необходимо. Однако сегодня в айкидо нет необходимости в секретах. Поскольку Основатель сказал, что мы хотим распространять это айкидо - правильное айкидо - я бы хотел совершенствоваться как можно быстрее, даже в течение дня. Также, поскольку в то время у него не было много учеников, О-Сэнсэй бросал каждого по крайней мере один раз. Я также соприкасался с каждыми, по крайней мере в "тай-но хенко" и "кокю-хо", хотя это было бы невозможно сделать так, если бы были десятки тысяч учеников. Я не знаю, могу ли я назвать это своей философией, но я думаю, что жизнь как в семье необходима и без настоящих соприкосновений и плотного контакта настоящее айкидо нельзя ни понять, ни научить. Я не думаю, что будет хорошо, если учитель говорит: "Делайте так!", - или, - "Так не хорошо!", - обращаясь к ученикам. На моих тренировках объяснения довольно продолжительны. Хотя все были понятливыми, я таковым не был, и мне было тяжело учиться. Поэтому, когда я вижу ученика, который двигается неправильно, я останавливаю его и говорю ему: "Твоё движение не совсем верно. Лучше сделать так",- или,- "Тебе следовало бы делать это так." Также без объяснений в процессе тренировки все устают. Поскольку я хочу дать им возможность отдохнуть, а также хочу, чтобы их техника стала совершенной хотя бы на один день раньше, я часто даю объяснения в течение занятий. Я не умею хорошо говорить и не имею большого таланта, поэтому я не могу делать это так хорошо, как хотелось бы. Мне повезло, О-Сэнэй тщательно учил меня деталям, и я следую его примеру. Когда я сопровождал Сэнсэя в поездках, меня проверяли все, хотя они не были невежливыми по отношению к Основателю. Однажды, когда мы поехали в Осаку, весь класс состоял из дзюдоистов четвертого-пятого данов. Мои руки были такими тонкими. Поэтому они дразнили и проверяли меня на прочность. У Вас были тонкие руки?(смеется)
Говорят, что когда О-Сэнсэй пришел в Ивама во время войны у него произошли значительные духовные изменения. Расскажите пожалуйста, как О-Сэнсэй изменился в этот важный период, а также какое влияние это имело на развитие айкидо?
Оригинал статьи здесь |